Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. В. Ключевский

Читать дальше
 

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений. В. Ключевский

Читать дальше
 

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. М. Сааведра

Читать дальше
 
Главная » Файлы » Разное

О сочинениях-эссе на олимпиаде по истории
19.01.2012, 20:44

 О сочинениях-эссе в заданиях олимпиады.

В практике российской школы складывается такое представление о сущности учебного сочинения-эссе:
во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. Т.е. при написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем;
во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его ис-торической подготовки;
в-третьих, сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом;
в-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;
в-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествова-ния;
в-шестых, отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но вза-имно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность;
в-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непремен-ной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласо-ванностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргумен-тов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;
в-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.
Для организации работы учащихся по написанию сочинений-эссе целе-сообразно обратить внимание на наиболее распространенные их классифика-ции:
- с точки зрения содержания эссе бывают философскими, литератур-но-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.;
- с позиций композиционных особенностей они делятся на: описатель-ные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.;
- по степени представления личностной позиции автора проводится де-ление на личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Принципиальным является проблема критериев оценивания сочинения-эссе, подготовленного школьником.
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным ис-пользованием исторических понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты истории, концепции исторического развития и т.д.
Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что при выборе те-мы важно ответить себе на целый ряд вопросов:
- интересна ли эта тема для меня?
- понимаю ли я смысл темы?
- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?
- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положи-тельном смысле?
- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частич-но согласен)?
Важно настроить учащегося на то, что при раскрытии темы целесооб-разно обратиться к различным точкам зрения на проблему или различным подходам к ее решению, показать многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
В завершении приведем краткую памятку по критериям оценивания сочинения-эссе (она в адаптированном виде может быть использована в шко-ле), которая была выработана центральной предметно-методической комис-сией всероссийских олимпиад школьников по истории.
 

Критерии оценивания сочинения-эссе

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА


1. Знание исторических фактов.
2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).
3. Аргументированность суждений и выводов.
4. Знание историографии проблемы, мнений историков.
5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.
6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.
 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ


1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.
2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).
3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.
 

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ


1. Самостоятельность суждений.
2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.
3. Точность вопросов, связь с главной темой.
 

Категория: Разное | Добавил: Чаус
Просмотров: 8972 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Мой профиль / Выход

Сайт В.М. Анохиной © 2017