Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. В. Ключевский

Читать дальше
 

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений. В. Ключевский

Читать дальше
 

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. М. Сааведра

Читать дальше
 
Главная » Файлы » ЕГЭ по истории

СССР в 1930-е годы_Часть С
05.02.2012, 10:06

Часть С «СССР в 1930-е годы»

Задание № 1. Из воспоминаний маршала Ф.И. Голикова. «Вскоре после вторжения гитлеровских войск правительство буржуазно-помещичьей Польши и высшее командование польской армии бежали за границу, оставив народ на произвол судьбы. С целью не допустить оккупации Германией западных районов Украины и Белоруссии, захваченных ранее Польшей, а также избавить единокровных братьев украинцев и белорусов от гнета польских панов, Советское правительство направило … войска Красной Армии на запад. В этом освободительном походе участвовала крупными силами вверенная мне тогда 6-я армия... Она действовала в общем направлении Тернополь — Львов — Перемышль и должна была выйти на линию по реке Сан… Гитлеровские же войска, выйдя на реку Сан, устремились на восток с целью захватить западноукраинские земли, особенно Львов. Правда, овладеть Львовом до подхода войск нашей 6-й армии они не сумели из-за сопротивления польского гарнизона, но вели себя они настолько нагло, что даже предприняли попытки задержать наше продвижение к городу и предъявили требования не мешать им в полном окружении Львова и в захвате его силой оружия. Естественно, что ничего подобного мы им сделать не позволили, причем дело дошло до вооруженного столкновения… В ходе ожесточенной схватки мелких подразделений с обеих сторон были жертвы, но немцы с нашего пути были отброшены. Через некоторое время в район Львова подошли главные силы 6-й армии; обнаружив наше явное превосходство, немецкие войска … начали быстро откатываться на запад, боясь оказаться окруженными».

С 1. Определите месяц и год, к которым относятся данные воспоминания. Начало какого крупного исторического события в нем описывается? С 2. Как автор определяет причины, по которым советское правительство участвовало в разделе Польши? Какие другие причины вы можете назвать? Приведите всего не менее четырех причин. С 3. Приведите не менее трех последствий описанных в воспоминаниях действий советского правительства.

Задание № 2.  Из воспоминаний актера Н.К. Черкасова, исполнителя роли Ивана Грозного.

« … С.М. Эйзенштейн и я были приглашены в Кремль по вопросу о второй серии фильма « Иван Грозный»…

- Я получил ваше письмо, - строго, по-деловому начал он. – Правда можно было ответить письменно, но я решил, что будет лучше переговорить лично… Так что вы думаете делать с картиной?

Мы сказали, что наша ошибка состояла в том, что мы растянули и затем искусственно разделили вторую серию фильма на 2 серии. Развернулась беседа, касавшаяся работы над образом Ивана Грозного и общих вопросов создания художественных произведений на исторические темы.

Говоря о государственной деятельности Грозного, он заметил, что Иван IV был великим и мудрым правителем, который, ограждая страну от проникновения иностранного влияния, стремился объединить Россию. Отметил также прогрессивную роль опричнины, сказав, что руководитель опричнины Малюта Скуратов был крупным русским военачальником, героически павшим в войне с Ливонией. Коснувшись ошибок Ивана Грозного, он отметил, что Грозный не сумел ликвидировать 5 оставшихся крупных феодальных семейств. Не довел до конца борьбу с феодалами, - если бы он это сделал, то на Руси не было бы смутного времени… ему нужно было бы действовать решительнее!»

С 1. С кем из руководителей СССР происходила описанная встреча? Какое название получил этот период? С 2. Используя знания по истории и текст отрывка, укажите, в чем состояла суть беседы кинематографистов с руководителем СССР? Почему в тот период происходили такие встречи?

С 3. Каким собеседник видел образ Ивана Грозного? Почему он придавал такое большое значение этому кинообразу?

Задание № 3. Из политического отчета ЦК ВКП (б) 16 съезду ВКП (б). « Вот несколько основных постановлений ЦК, исправляющих пятилетний план в духе повышения темпов строительства и сокращения сроков исполнения. По черной металлургии: пятилетний план предусматривает доведение производства чугуна в последний год пятилетки до 10 миллионов тонн; решение же ЦК находит эту норму недостаточной и считает, что производство чугуна в последний год пятилетки должно быть поднято до 17 миллионов тонн. По тракторостроению: пятилетний план предусматривает доведение производства тракторов в последний год пятилетки до 55 тысяч штук, решение же ЦК находит это задание недостаточным и считает, что производство тракторов в последний год пятилетки должно быть поднято до 179 тысяч штук… Могут сказать, что, меняя так основательно наметки пятилетнего плана, ЦК нарушает принцип планирования и роняет авторитет планирующих органов. Но так могут говорить только безнадежные бюрократы. Для нас, большевиков, пятилетний план… есть лишь план, принятый в порядке первого приближения, который надо уточнять, изменять и совершенствовать на основании опыта мест, на основании опыта исполнения плана… ЦК считает, что перестройка технической базы промышленности… при социалистической организации производства открывает такие возможности ускорения темпов, о которых не может мечтать ни одна капиталистическая страна».

С 1. Как называется экономическая политика, задачи которой отражены в документе? Назовите экономическую политику, которая ей предшествовала. С 2. В чем состоит сущность исправлений, внесенных ЦК ВКП (б) в пятилетний план? Какими аргументами они обосновываются? Назовите не менее 2. Приведите не менее 2 наиболее значительных результатов данной политики.

С 3. Какие аргументы против принятых решений раскритикованы в документе? Назовите любой из них. Какие дополнительные аргументы можете привести вы? Приведите не менее 2 дополнительных аргументов.

Задание № 4. Назовите территории, включенные в СССР в 1939-1940 г.г. Укажите, в результате каких событий это произошло.

Задание № 5. Назовите не менее 3 положений, характеризующих состояние, боевую готовность Красной армии во второй половине 1930-х г.г. укажите не менее 2 вооруженных конфликтов (операций), в которых участвовала Красная армия или ее специалисты в период с 1935 по 1940 г.г.

Задание № 6. Сравните цели, направленность внешней политики советского государства в 1922-1932 г. г. и 1933-1939 г. г. Укажите, что было общим (не менее 2), а что – различным (не менее 3).

Задание № 7. Сравните политику в области промышленности и торговли в Советской стране в 1918-1920 г.г. и в 1921-1928 г.г. Укажите, что было общим, а что – различным.

Задание № 8. Существует точка зрения, что за перерождение партии большевиков, ликвидацию внутрипартийной демократии несет персональную ответственность И.В. Сталин. Какая иная точка зрения вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3 аргументов.

Задание № 9. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х г.г. отношения СССР с ведущими европейскими странами – Англией и Францией – были весьма напряженными, между ними часто происходили дипломатические конфликты. Однако с 1933 г. ситуация изменилась. Какие события в международной жизни, внешнеполитические шаги СССР ознаменовали это изменение отношений? Укажите не менее 3 внешнеполитических шагов и событий. Укажите не менее 2 причин того, что такое изменение стало возможным.

Задание № 10. В 1934 г. состоялся 1-ый всесоюзный съезд писателей. К тому времени вопрос о том, как быть с многочисленными писательскими союзами и объединениями, возникшими в 1920-е г.г., был уже фактически решен. Назовите известные вам писательские объединения и союзы, существовавшие в 20-е г.г. Какое решение о судьбе писательских организаций было принято на этом съезде, и какие особенности государственной политики в отношении культуры и образования отразились в этом решении?

Задание № 11. Согласно официальной точке зрения, утвердившейся в 1930-е г.г. и остававшейся неизменной до конца 1980-х г.г., коллективизация была продолжением политики кооперирования деревни, проводившейся в условиях нэпа, и позволила решить задачи социалистического переустройства деревни, создала условия для устойчивого развития сельского хозяйства. Какие другие суждения о сущности и итогах коллективизации вам известны? Какое суждение вы считаете более убедительным? Приведите аргументы.

Задание № 12. Трудности, возникшие при проведении коллективизации, были объявлены Сталиным « перегибами», а вина за них возложена на местные органы власти. Какая другая точка зрения по вопросу о виновниках « перегибов» в деревне вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите не менее 3 аргументов.

Задание № 13. В середине 1930-х г.г. Сталин произнес ставшие знаменитыми слова: « Жить стало лучше, жить стало веселей!». Какие другие точки зрения по вопросу о состоянии советского общества, настроения граждан в те годы вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите аргументы.

 

Категория: ЕГЭ по истории | Добавил: Чаус
Просмотров: 2839 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Мой профиль / Выход

Сайт В.М. Анохиной © 2017